Гордость нашего города, один из вилючинских градостроительных «китов» - АО «СВРЦ» (в прошлом 49 СРЗ ВМФ) - отмечает свой очередной юбилей. Таких предприятий в России совсем немного, и в канун 65-тилетия нашего завода хотелось бы вспомнить основные этапы его становления, успехи и сложности на многолетнем трудовом пути.
Днем рождения завода считается 5 сентября 1959 года. Именно в этот день окрестности камчатской бухты Сельдевая огласил громкий судовой гудок. Так сообщала о своем прибытии на полуостров плавучая мастерская «Горняк». Она стала первым и на тот момент главным подразделением будущего судоремонтного завода.
Но, по большому счету, первые страницы заводской истории писались задолго до этого сентябрьского дня. Еще в октябре 1949 г. было принято решение о строительстве на Камчатке мощного судоремонтного завода. Связано это было с тем, что активно развивавшиеся Камчатская флотилия и, в частности, база подводных лодок на полуострове Лахтажный, потребовали создания местных судоремонтных мощностей: ремонт судов производился во Владивостоке, а это было весьма трудоемким и дорогостоящим процессом.
На строительство нового судоремонтного завода отводилось 10 лет, и в октябре 1959 г. он должен был принять первый заказ. Но… Технический проект был подготовлен и утвержден только к 1955 г., и, естественно, четырех лет, оставшихся до введения предприятия в строй, было явно недостаточно. Чтобы исправить сложившееся положение в апреле 1957 г. решено было создать плавучую мастерскую, которая стала бы ремонтной основой до постройки капитальных заводских цехов.
Для этих целей был использован японский трофейный транспорт рудовоз, который в результате реконструкции превратился в компактную плавучую мастерскую, прозванную в народе «Горняк». На ее площадях разместились все виды производственных многопрофильных работ по ремонту судов ВМФ.
В августе 1959 г. приемная комиссия подписала акт о вводе в строй действующих судоремонтных предприятий ВМФ еще одну рабочую единицу - «ПМ-96», именно так стал официально именоваться «Горняк».
Немного ранее, в марте 1959 года началось формирование самого предприятия, обеспечение его технической документацией, различными материалами и имуществом. Завод получил наименование «СРЗ № 49 Военно - морского флота», в последствии принял статус отдельной военной части № 81 226.
Его первым командиром был назначен подполковник - инженер Михаил Осипович Герцеков. На Камчатку он направился еще в 1957 г. Необходимо было оформлять заводскую территорию (земля отчуждалась у колхоза им. Сталина), набирать работников, принимать технику, контролировать только что начавшиеся строительные работы.
Кадровый состав будущих камчатских судоремонтников комплектовался в основном из высококлассных работников аналогичных заводов г. Владивостока. В среднее звено инженерно - технических работников влилась группа выпускников Ломоносовского технического училища ВМФ.
Первую группу заводчан доставил на полуостров 26 августа 1959 г. пассажирский теплоход «Русь». 27 августа к берегам Камчатки отправился «Горняк» с основным ядром коллектива будущего завода. На его борту переправлялось и все заводское оборудование, имущество и необходимые материалы. 5 сентября 1959 года плавмастерская вошла в Авачинский залив и проследовала в бухту Сельдевую на постоянное место базирования. Позже на теплоходах «Советский Союз» и «Азия» прибыли еще несколько групп рабочих.
Сразу же по прибытии «Горняка» началась круглосуточная разгрузка судна. Одновременно велось строительство береговых помещений ремонтно – строительного цеха, временных складов. От «Горняка» прокладывался паропровод к уже отстроенным трем жилым домам.
В кратчайшие сроки (за 1,5 – 2 месяца) было установлено и начало функционировать заводское оборудование, запущена пилорама и временная кислородная станция, которая размещалась на двух автомашинах «ЗИС». Списанный буксир переоборудован в береговую котельную, которая будет эксплуатироваться вплоть до 1966 года, обеспечивая предприятие теплом. Строятся склады для хранения масла и топлива, картофелехранилище.
На плавбазе, а по сути, плавзаводе, помимо основных производственных цехов, располагались котельная, электростанция, пекарня, столовая, клуб, медпункт. А так же проживали около 400 человек, для которых на берегу не нашлось жилых помещений. Постепенно, ситуация с жильем меняется к лучшему. С «большой земли» транспортами доставляются грузы для строительства заводских помещений и первые восемь сборно – разборных двухквартирных домика. У соседнего рыболовецкого колхоза, который вливался в другое хозяйство, заводом приобретены 5 двухквартирных и 30 одноквартирных домиков, 18-ти квартирный дом, школа, баня, клуб.
В 1963 году на заводе трудилась уже тысяча человек, а к концу 1966 года – 1 500 человек.
С каждым годом завод набирал производственные темпы и приобретал все большее значение в обеспечении боеспособности Камчатской военной флотилии. Увеличивались заводские мощности: с учетом современных требований возводились здания отдельных цехов и блоки цехов, сооружались новые причальные стенки, дополнительные складские помещения, станции снабжения водой и газом, производство оснащалось новейшей техникой. Основным в работе заводчан был ремонт подводных лодок, сначала дизельных, а затем - атомных. Наряду с этим чинились и надводные корабли различного назначения.
Для повышения квалификации работников на СРЗ были организованы специальные курсы, на которых обучались начальники цехов, технологи, бригадиры, мастера. Создана постоянно действующая сеть технической учебы для ИТР и рабочих. Многие специалисты проходили обучение на других предприятиях страны. Молодых работников непосредственно на рабочих местах обучали мастера производства и высококлассные рабочие-наставники.
В 1976 году состоялся выпуск первых специалистов, прошедших обучение в филиале Хабаровского вечернего судостроительного техникума, который был создан при СРЗ. В этом же году на заводской базе открыто производственно - техническое училище для подготовки будущих кораблестроителей. Эти учебные заведения на долгие годы стали надежной базой подготовки квалифицированных кадров для родного предприятия.
Конец 1970-х - начало 1990-х гг. характеризовались интенсивным строительством производственной базы для проведения комплексного ремонта АПЛ третьего поколения. Мощность производства достигла максимальных показателей. На специализированных производствах общей площадью около 49 тыс. кв. м. трудилось более 5.000 человек.
Помимо интенсивного строительства производственной базы, завод занимался реализацией программы развития социальной инфраструктуры. Для улучшения жилищных условий работников заводом выстроены десятки многоквартирных домов, несколько общежитий. При СРЗ функционировали школа, 3 детских сада и ясли, поликлиника, аптека, библиотека, клуб, столовая, баня, котельная, спорткомплекс. Было организовано подсобное хозяйство. Для обеспечения отдыха заводчан и их детей открыты база отдыха «Зарница» и пионерский лагерь «Океан».
К большому сожалению, в связи с распадом СССР, и по другим объективным и субъективным причинам, для Камчатского судоремонтного завода, как и для всех предприятий страны, наступили трудные и можно сказать разрушительные годы. Значительно свернулись производственные программы, число работающих сократилось до 1.270 человек. Тем не менее, завод остался «на плаву» и в этой сложнейшей экономической и финансовой ситуации, сохранив основные производства.
В 2000 г. начался новый этап деятельности СРЗ, завершившийся созданием на его базе «Северо – восточного регионального центра по ремонту и утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны. Это было не просто изменение названия. На «СВРЦ» были возложены задачи головного на Северо – Востоке страны предприятия не только по ремонту вооружения и военной техники, но так же по их утилизации.
В 2008 г. предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Северо-Восточный ремонтный центр» (ОАО «СВРЦ»), которое занималось ремонтом атомных подводных лодок, надводных кораблей, вспомогательных судов, вооружения номенклатуры сухопутных войск и ПВО.
В 2016 г. вновь происходит реорганизация, и предприятие становится акционерным обществом. На сегодняшний день АО «СВРЦ» - одно из самых значимых предприятий не только нашего города, но и одно из крупнейших судоремонтных предприятий на Северо-Востоке России. В его производственную программу входит выполнение государственных оборонных заказов, ремонт дизельных подводных лодок, надводных кораблей, вспомогательных судов и, конечно, ремонт атомных подводных лодок всех проектов.