Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
684090, Камчатский край, город Вилючинск, Приморская ул., д.6

Наш адрес
+7 (41535) 31534
 

Воспоминания Михаила Осиповича Герцекова - первого командира 49-го СРЗ ВМФ

«Это было напряженное, но интересное время…»

//из воспоминаний первого командира 49-го СРЗ ВМФ
Михаила Осиповича Герцекова (1957-1960 гг)//



«В октябре 1949 года было принято решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР об организации нашего хозяйства. Этим же решением был определен срок проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию на заданную мощность. Срок строительства был определен в 10 лет, а мощность – процентов на 30 более существующей сейчас (1977 г). Выполнять это решение не торопились, в результате проект был готов к началу 1955 года. Рассмотрев этот проект, убедились, что в оставшееся время осуществить его невозможно. Тогда срочно выполнили проект первой очереди строительства, а пока его делали, осталось строить менее трех лет – срок, в течение которого строительства первой очереди также оказалось невозможно осуществить.»

   <…> Поэтому «к концу 1959 года главной производственной мощностью должен стать «Горняк», два цеха навигационного ремонта и док. Для обеспечения минимальных необходимых условий жизни коллектива намечалось построить в этот срок два стоместных общежития, 12-ти кв. дом, котельную и два 36-ти кв. дома.»

   <…> Но «совершенно не предусматривалось строительство таких крайне необходимых объектов, как склады, дороги, магазины, пилорама и др.

   Но даже это <…> к началу деятельности нашего хозяйства – к приходу «Горняка» (5 сентября 1959 года) – не было выполнено, и мы начали работать без мастерских навигационного ремонта, без 36-ти кв. домов, без складов, дорог и т.д. Строительство и организация нашего хозяйства проходило в трудных условиях объективного порядка, но к этому добавились и трудности субъективного порядка, которые могла быть исключены:

   - <…> ассигнования выделялись через местные органы, а они это строительство считали чужим и выделения урезали до минимума <…>. К тому же строительные работы сразу же подорожали из-за небрежно проведенного исследования грунта. В районе вбивания причальных свай была обнаружена скальная порода и первоначальное место, определенное под причал, было перенесено вглубь акватории на 70 метров, а водное пространство между берегом и причалом необходимо было засыпать. По этой же причине было изменено месторасположение дока и проведены дополнительные работы по углублению дна. Вдобавок, возведение нового завода не встретило понимания со стороны некоторых руководящих работников, всячески тормозивших его строительство.

   - <…> Нам предстояло начинать работать, имея «Горняк», док, 2 общежития, 12-ти кв. дом, котельную и все.. С производственной мощностью можно было мириться – ее на «Горняке» для начала было достаточно, хотя использование ее доставляло много неудобств, например, доставка с дока в цехи «Горняка» на ремонт гр. винтов, гр. валов и др. деталей, узлов, механизмов, материалов сопрягалась с большими потерями времени и труда. Я подсчитал, что для более или менее нормальной работы хозяйства требуется минимум 370 человек в службе обеспечения: это команды «Горняка», катеров, самоходной баржи, дока; администрация всех рангов, ЖКО и др. Значит, производственных рабочих должно быть минимум в 2-2,5 раза больше, т.е. надо иметь жилье более, чем на 1000 человек только работающих, а располагали мы 500-600 местами в условиях общежития. Я <…> предлагал оставить «Горняк» там, где он переоборудовался, использовать его мощность на месте, т.к. там можно было набрать рабочую силу, не предоставляя им жилье, а в самое короткое время решить задачу обеспечения жильем 1000-1200 человек работающих с учетом их семейности. Ответа на это не последовало, и мы вынуждены были начать работать почти без жилья. Я решил уплотнить все жилищные возможности вплоть до занятия под жилье помещений «Горняка», предназначенных для парикмахерской, портновской, судовой канцелярии и др. и придумал меру, которая гарантировала бы, вернее давала бы возможность получить передышку в решении жилищной проблемы. Этой мерой было получение обязательств от нанимаемых рабочих на работу о том, что они согласны 2-2,5 года жить в условиях общежития и не требовать жилья для семьи <…>.

   Конечно же, это оказалась малоэффективным, потому что очень скоро люди стали обращаться к руководству с известием, о том, что к ним приехали семьи и необходимо жилье или же с просьбой о расчете, т.к. <…> семья требует возвращения или условий для прибытия в наше хозяйство <…> Пришлось срочно оборудовать под жилье помещения, где жил отряд строителей, потом закупили домики колхоза. Для решения последнего мне пришлось срочно вылететь к Главкому и убедить его в необходимости проведения этой операции… Все это несколько разрядило обстановку, но проблему не решило <…>

   Возникли проблемы с транспортным сообщением между Петропавловском и формирующимся заводом в зимнее время. <…> Без этой связи деятельность хозяйства и жизнь коллектива невозможна. Буксир ледокольного типа – единственное средство, которое могло обеспечить эту связь. Все высшие инстанции вплоть до самых старших и письменно, и устно заявили, что в ближайшие годы даже обыкновенного, не говоря уж о ледокольном, буксира, нам не выделят. Невозможность решить эту проблему меня очень беспокоила. Я лихорадочно искал выхода, и это привело меня в Отдел флота Камчатского Совнархоза. Там мне подсказали выход: у них ставили несколько спасателей на прикол – буксиров ледокольного типа. В.М. Михайлов (начальник отдела) мне рекомендовал обратиться к председателю совнархоза и получить его согласие на передачу одного буксира нам, после чего оформлять эту передачу решением Совмина РСФСР. Таким образом, мы получили М.Б. «Арбат» - мощный буксир ледокольного типа, прекрасно обеспечивавший нам транспортные связи в зимнее время. <…>

   <…> Очень тяжело решался вопрос кадров. Мы начали работать с кадрами рабочих средней квалификации, и это устраивало, а вот инженерно-технические кадры для организации производства в тех условиях были слабоваты – опыта работы на тех должностях, которые они занимали, не имели. Естественно, попались и среди ИТР, и среди рабочих люди с авантюристическими наклонностями и погнавшиеся за длинным рублем. Но подавляющее большинство были люди настоящие советские. И в вопросе подбора кадров отрицательную роль сыграло отсутствие жилья и минимальных культурно-бытовых условий.

   Вопросы организации столовой и торговли решились сравнительно легко, а вот вопрос медицинского обслуживания решался туго. Медицинский персонал, предусмотренный штатами «Горняка», конечно, не мог обеспечить медицинским обслуживанием всех. <…> По линии нашего ведомства для решения вопроса организации поликлиники или медпункта, не говоря уже о стационаре, путей не было. Пришлось прибегнуть к облздраву. Первое, о чем удалось договориться, это об организации за счет их штатов медпункта в составе двух врачей и двух медсестер. Этим решением мы воспользовались немедленно, объединив эти силы с медицинским персоналом «Горняка» в его здравпункте. Далее мы договорились, что облздравотдел организует больницу на 40 коек по представлении нами помещения под больницу и жилплощадь для персонала. К сожалению, осуществить мне это не удалось <…>

   <…>Очень важной проблемой еще до начала деятельности нашего хозяйства была проблема доставки материалов. Вопрос решался очень долго, и <…> мы вынуждены были заключить договор с портом (Петропавловск) о том, чтобы они доставляли нам все материалы, поступавшие в наш адрес. Для нас это было выгодно, т.к. снимало с нас ответственность за несвоевременный вывоз поступивших грузов, но экономически невыгодно – дорого. Чтобы смягчить эти затраты, я разрешал сдавать во фрахт наш буксир, когда позволяла обстановка.

   <…> В период организации нашего хозяйства энергоснабжение того района было очень скудное – в основном масса отдельных маломощных станций. Мощность станции «Горняка» могла обеспечить деятельность хозяйства на незначительное время. <…> мы предприняли меры по строительству береговой электростанции. Эта станция была построена и сыграла свою положительную роль. Но это делалось не торопясь, а вот строительство кислородной, пилорамы, складов пришлось проводить в большой спешке, т.к. без этого осуществлять деятельность хозяйства было крайне тяжело: пиломатериалов мы не могли получить – только бревна, кислород нам отпускала верфь в количестве 50% потребности, доставка его занимала одно плавсредство на целый день даже в хорошее время; склады «Горняка» не могли обеспечить хранении материалов, механизмов, аппаратов и др. Склад листового и профильного проката был организован под открытым небом, для другого материала пришлось с огромным трудом «выбить» сборно-щитовой склад и его собрать. Он оказался неприспособленным к тем условиям, и первый хороший снегопад продавил ему крышу – пришлось менять и подкреплять стропилами. Пилораму и кислородную построили своими силами.

   По плану переоборудование «Горняка» заканчивалось 1 июля, а уже 15 июля он должен был быть на месте. Исходя из этого, нанимались рабочие, ИТР, служащие. Все принятые уволились со старых мест работы, а «Горняк» не готов. Так длилось более месяца, и чтобы выйти из этого неприятного положения, я договорился на месте использовать людей в судоремонтных мастерских, взяв на себя все вопросы ремонта принятых заказов, используя оборудование и материалы мастерских. Таким образом, первая партия коллектива нашего хозяйства прибыла 14 августа 1959 года, примерно на месяц раньше «Горняка». <…>

   <…> Месяцев 7 до начала деятельности и открытия счета, когда начались мероприятия по приемке объектов капстроительства, катеров и др., т.е. когда уже появилась необходимость платить зарплату, приобретать топливо, оформлять документы на право эксплуатации получаемого имущества, был тяжелейший период организации, и вопросы решались окольными, обходными путями. <…> Этот период был тяжел и потому, что приходилось иметь дело с массой разных организаций и контор с их причудами, бюрократическими методами, местничеством, с желанием уйти от решения вопросов, при нулевых правах влиять на них. Но вот начали работать. Тут были все права влиять на всех и все (внутри хозяйства, конечно), но первый год деятельности – это было очень напряженное время. Мы сразу же получили репутацию организации, с первых дней выполняющую план, но это достигалось большим напряжением. Ведь все это было в условиях, когда организация не установилась, не сложились взаимоотношения подразделений внутри и с посторонними организациями, в том числе с основным заказчиком, даже маленькая специальная бригада не была организована, деловые качества руководителей всех степеней не изучены, сложившейся технологии не было, партийная и профсоюзная организация еще не достигли той стадии, когда могут влиять на деятельность коллектива. <…>

   <…>Короче говоря, первый год работы хозяйства сводился к отработке всех звений и направлений производства: отработке взаимоотношений подразделений и людей; внедрению дисциплины – производственной, бытовой, общественной; решению неотложных нерешенных проблем и вопросов (и в первую очередь – жилищных); отработка форм связи с заказчиками, государственными и общественными организациями и др; отработка всех вопросов организации и быта и культурно-просветительской жизни коллектива, и все это при обязательном условии – выполнить план. Это было напряженное, но интересное время, время огромной ответственности, большой отдачи и даже некоторого творчества. Я имел опыт организации такого хозяйства в условиях тоже далеко не сладких (правда, в роли не первого, а второго ответственного лица), но там было проще и, прежде всего, потому, что все органы и организации, с которыми приходилось сталкиваться, оказывали посильную помощь и проявляли большую ответственность. Здесь же все было сложней<…>.

   <…>К началу работ встал еще один очень непростой вопрос: какую принять организацию управления. Традиционная организация не подходила, т.к. по существу были на лицо две организационные единицы – хозяйство и «горняк», последний – самостоятельная производственная единица, имевшая все средства производства и органы управления<…>. В конечном итоге был выбран следующий вариант: <…>Руководство производством и всеми службами осуществляется руководствами всего хозяйства, цеха и службы «Горняка» по схеме управления выступают как самостоятельные подразделения общего хозяйства.

   Руководство «Горняка» занимается всеми службами обеспечения, расположенными на «Горняке», а их там было много и они решали ответственные – электростанция, котельная, столовая, общежитие на 400 мест и т.д. <…>.

   <…> В принятом варианте было одно уязвимое место: если поступит команда «Горняку» уйти в место рассосредоточения и там осуществлять свою деятельность, а в то время это было совершенно реально, руководство его не обеспечит его надлежащей работы… я это учитывал и считал, что если это случится, то вместе с «Горняком» пойдет руководство всего хозяйства, ибо руководить оставшимся на базе сложности не представляет<…>В первые годы организации и деятельности нашего хозяйства принятый вариант себя оправдал<…>.

   <…> Я, по Вашей просьбе, считал своим долгом написать, как проходило строительство и организация нашего хозяйства по основным вопросам и кратко, считая, что о подробностях писать нет смысла, хотя были интересные и неприятные подробности в нашей деятельности.

   Мною очень мало написано о людях… в основном это были добросовестные, ответственно относящиеся к своим обязанностям специалисты, не боявшиеся трудностей, считающиеся с условиями. Все, кто по разным причинам не могли вжиться в коллектив постепенно отсеивались.

   Передовые рабочие очень скоро себя проявили, показывая образцы передовых методов труда, думаю, что их имена сохранились в Книге почета и др. документах. Они своим примером задали тон добросовестного и качественного выполнения ремонтных работ и благодаря этому выполнялся план, не было замечаний на некачественное исполнение работ.

   Из руководителей и ИТР надо отметить добросовестное ответственное отношение Парфенова Г.В., Колобова А.В., Богданова А.З., но очень чувствовалось у них отсутствие достаточного опыта. С полной отдачей работали Московкин, Ларионов, Панченко, Федоров. Здесь проявлялись знания, опыт, ответственность и инициатива.

   Руководство I-го цеха Поздняков, Мышарин, Холодов сразу сумели организовать цех и обеспечить его успешную работу. Хуже было в 4-м цехе, и не потому, что он сложнее, а потому что Черкасов не смог его надлежаще организовать, хотя там было на кого опереться (ст. мастер Кривец).

   Очень хорошо осуществляли руководство цехами Павлов П.П. и Малиновский М.И.

   Очень хорошо вживались в работу молодые специалисты Лосев, Иванов.