Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
684090, Камчатский край, город Вилючинск, Приморская ул., д.6

Наш адрес
+7 (41535) 31534
 

«Колумбы Росские,
презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава,
И что во все концы достигнет Россов слава»
(М.В. Ломоносов)

   В июне 2016 году исполняется 275 лет с момента выхода россиян к берегам западного побережья Американского берега. С 1741 года начинается история Русской Америки и начало освоения и изучения Тихого океана. Это произошло в период работы Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг).

   Акцент на развитие Дальнего Востока был сделан не сегодня. «Богатство России прирастать будет Сибирью» - так прозорливо сказал М.В. Ломоносов. Можно было бы прибавить и «Дальним Востоком», но ведь великий русский ученый и имел в виду этот далекий от столиц край нашего Отечества. Просто до недавнего времени прилегающие к Тихому океану земли еще не имели своего названия.

   Освоение и заселение необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока русскими людьми началось более четырехсот лет назад. К середине 17 столетия из центральных районов России, только-только, оправившейся от Смуты и вражеских нашествий, первопроходцы: простые, но очень предприимчивые люди, перебравшись за Уральские горы, вошли в сибирские земли и добрались до берегов Тихого океана (Семен Дежнев). Побывали на реке Амур (Василий Поярков) и спустились по ней к Охотскому морю, заложив на нем поселение, ставшее впоследствии Охотским портом.

   Благодаря энергии и смелости землепроходцев граница России была стремительно продвинута далеко на восток и империя стала обладать колоссальной по протяженности территорией. Правда, еще никто не знал ее точных размеров.

   От Урала до Тихого океана россияне прошли в кротчайший в историческом масштабе срок. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, сыновья и внуки его казаков уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Они достигли северо-восточных пределов Азии, и, здесь утвердились всего за несколько десятилетий, в то время как, европейцы продвигались с Атлантического до Тихоокеанского берега более трех веков.

   В 1639 году отряд Ивана Москвитина вышел к Охотскому морю. В 1648 году Семен Дежнев и Федот Алексеев побывали в проливе между Азией и Америкой, который через 80 лет заново откроет В. Беринг. В 1750 году камчатской реки Пенжины достиг Михаил Стадухин. Во 2-й половине 17 в. первопроходцы ступили на отдаленную камчадальскую землицу и «привели в русское подданство местные народы». Экспедиция Владимира Атласова 1697-1699 гг. положила начало реальному присоединению Камчатского полуострова к Российской империи. В 1703 г. отряд казаков во главе с Родионом Преснецовым достиг Авачинской губы. На местах казачьих зимовий были построены остроги (крепости Верхне -Камчаткский, Нижне - Камчатский и Большерецкий остроги).

   Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства. Мощь государства заметно увеличилась. Изумленная Европа, в начале княжения Ивана Третьего, едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах. А, море Черное было еще турецким, Балтийское море – шведским.

   Со временем походы русских людей по суше на Камчатку стали делом привычным, но были опасны и занимали много времени. Пешком, верхом на лошадях, на собачьих и оленьих нартах двигались казачьи отряды из Якутска в Анадырский острог, а оттуда, через горные хребты и болотистые низины, спускались в остроги Камчатки. Причем, шли годами. И не только из-за большой протяженности дороги и морозной многоснежной зимы. Дело в том, что жили в этих местах племена воинственных коряков и «немирных чукоч», которые на смерть стояли на пути продвижения россиян, и не одна сотня из них сложила здесь свои буйные головы. Северные народы, разгромив казачьи отряды, грабили и царский ясак. В итоге драгоценная пушнина, которая давала огромные деньги, не доходила до казны.

   Следовательно, возникала потребность поисков морского пути из Охотска на Камчатку. И в 1716 г. на лодье «Восток» - первом судне, построенном на Тихом океане (в Охотске), было совершено плавание на Камчатский полуостров (Никифор Треска). Морской путь оказался гораздо удобнее сухопутного. Теперь суда на Камчатку стали ходить сравнительно часто.

   Петр высоко оценил присоединение далекой «Камчадальской землицы» к Российской империи. Благодаря его экономическим и политическим преобразованиям, интерес к открытию и освоению этих земель усилился. А открытие морского из Охотска на Камчатку явилось предпосылкой для глубокого исследования северо-восточной части Тихого океана. Значительным шагом в этом направлении стала Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг, которую принято считать в истории России первой крупной морской экспедицией, организованной правительством.

   Была она задумана для выяснения вопроса «о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию», «сошлася ль Америка с Азиею».

   Замысел экспедиции принадлежал самому Петру, который придавал большое значение решению вопроса о том, как далеко простираются земли Дальнего Востока и насколько они открыты возможным захватам извне. Ведь это было время ожесточенной борьбы за колониальное господство между Англией, с одной стороны, Францией и Испанией - с другой.

   Не участвуя непосредственно в колониальных войнах западных держав, Россия должна была считаться с постоянно усиливавшейся угрозой своим владениям на Дальнем Востоке, стремлением Англии и Франции воспрепятствовать усилению ее военного могущества.

   Экспедиция являлась одним из звеньев обширного плана Петра I: стремления выйти на широкую международную арену и установления торговых сношений с окружающими государствами, как на Западе, так и на Востоке.

   Так же экспедиция была связана с такими жизненно важными вопросами, как колонизация Сибири и Дальнего Востока, пополнения казны за счет торговли пушниной, отыскания новых морских путей и т. п.

   

Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ 
Петра I об организации Первой Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга, 23 декабря 1724 г.
План экспедиции был таков: следовало через Сибирь сухопутьем и по рекам добраться до 
Охотска, отсюда, морем переправиться на Камчатку и далее отправиться в плавание 
на судах в поисках пролива между Азией и Америкой.

Витус Беринг
 

    24 января 1725 г. по зимнему пути экспедиция несколькими отрядами вышла из Петербурга. Все необходимое: продовольствие, пушки, паруса, распиленные якоря, канаты, фонари, сало, свечи, уксус и т.д. везли с собой на санно-конных обозах. В пути из-за недостатка корма пали многие лошади, и людям пришлось впрягаться в подводы и нарты и тащить груз самим. Но, в конце концов, пройдя почтовыми трактами и вьючными тропами, сплавляясь по рекам, перебираясь через горные хребты, болота и снежные пустыни, в январе 1727 г. экспедиция достигла Охотска. Прошло два года со времени отправления из столицы, а настоящая экспедиция, как таковая еще не началась.

  

Летом 1727 г. на построенном в Охотске шитике «Фортуна» экспедиция направилась
 к западному камчатскому берегу - в Большерецк. Опасаясь осенних штормов, Беринг 
не рискнул идти морем вокруг Камчатки, и зимой на собачьих упряжках экспедиционный 
отряд добрался до Нижне - Камчатского острога (в устье р. Камчатка).
К слову сказать, в следующем году Кондратий Мошков, все-таки, обогнул юг полуострова - 
м. Лопатку (камчатский «мыс Горн») на этом же суденышке.

модель шитика «модель бота Св. Архангел Гавриил»
 

   13 июля 1728 года, через три с половиной года после выхода из Санкт – Петербурга первого отряда, наконец началось историческое плавание, ради которого и задумывалась экспедиция.

   

Из Нижнекамчатского острога на боте «Святой Архангел Гавриил» - 
первом морском судне, построенном на Камчатке, Беринг и его спутники вышли в море. 
Следуя на северо-восток вдоль берегов Камчатки и Чукотки, они совершили плавание через пролив, 
названный впоследствии именем начальника экспедиции. 
Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось.

модель шитика «Фортуна»
 

   После зимовки 5июня 1729 г. Беринг с Чириковым вышли в новый поход на восток в поисках земли, так как слышали от местных жителей, что есть земля против устья р. Камчатка, но ничего не обнаружили. Обследовали море, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, обогнули южный мыс Камчатки (м. Лопатка), и через Охотск и всю Россию в 1730 г. после пятилетнего отсутствия вернулись назад в Петербург.

   Экспедицию многие посчитали неудачной. Но, несмотря на то, что основная задача – поиск пролива между Северной Америкой и Евразией, так и не была выполнена, результаты экспедиции были вписаны золотыми буквами в Российскую географию. За два года была произвела инструментальная съёмка западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя первооткрывателя, на протяжении более чем 3500 км.

   Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам, а также к американскому континенту.

   Первая экспедиция Беринга возбудила еще больший интерес российского правительства к Восточной Сибири и северной части Тихого океана.

   В1732 году было приняло решение об организации второй Камчатской экспедиции, называемой также Великой Сибирской или Великой Сибирско-Тихоокеанской. Она была осуществлена в 1733-1743 годах . Главной задачей по-прежнему оставалось открытие западных берегов Северной Америки и пролива, отделяющего ее от Азии. Руководителем экспедиции был вновь назначен В. Й. Беринг, его помощником был определен А. И. Чириков, вторым помощником М. П. Шпанберг.

   В экспедицию посылалась почти тысяча человек. Кроме экипажей будущих шести морских судов, вместе с штурманами и матросами, ехали корабельные мастера, конопатчики, плотники, парусники, лекари, геодезисты, солдаты для охраны. В состав были включены и несколько профессоров Академии наук.

   Российским исследователям предстояло не только исследовать все тысячекилометровое северное побережье Азии, описать тогда еще мало изученную флору, фауну и историю народов Сибири, совершить плавания через неизвестные моря к Америке и Японии, расширить и упрочить территориальные притязания Российской империи. Они должны были заботиться о процветании торговли и улучшении условий жизни в Сибири, христианизации местного населения, заведении школ и железоделательных заводов.

   Ни одна другая европейская географическая экспедиция XVIII века не была столь крупномасштабной. По сути, работа участников Второй Камчаткой или Великой Северной экспедиции состояла из деятельности трех крупных экспедиций, самостоятельных по заданиям и действовавших на различной территории.

  Первая объединяла так называемые "северные" отряды, которые работали над описанием и картографированием побережья Северного Ледовитого океана (от Архангельска до устья Оби; от Оби до устья Енисея; от Лены на запад до устья Енисея; от Лены на восток до Камчатки). В этой работе приняли участие лейтенанты Д. Я. Лаптев, Х. П. Лаптев, П. Лассиниус, С. Г. Малыгин, Д. Л. Овцын, В. Прончищев и др.

   Вторая экспедиция, в состав которой входили два отряда, действовала в водах Тихого океана и на тихоокеанском побережье. Первому отряду под командованием М. Шпанберга необходимо было совершить плавание от Камчатки до Японии с попутной описью Курильских островов и берегов Охотского моря. Перед вторым тихоокеанским отрядом, называемым теперь экспедицией В. Беринга - А. И. Чирикова, ставилась задача отыскания островов в северной части Тихого океана и путей к Северной Америке. И, наконец, третью экспедицию составил отряд Академии наук под руководством профессоров Г. Ф. Миллера и И. Г. Гмелина. Перед этим отрядом были поставлены задачи по изучению природы и естественных богатств Сибири, истории и этнографии народов Сибири.

   В феврале 1733 года из Петербурга опять же по санному пути потянулись обозы с якорями, парусами, канатом и пушками. В начале 1734 г. вся экспедиция во главе с самим командором собралась в Тобольске. Здесь Беринг провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения. Остальные же двинулись дальше в Якутск, откуда в октябре 1734 г. началась переправка всего снаряжения для постройки экспедиционных судов в Охотск, куда смогли добраться только в сентябре 1737 года.

   Осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», построенные на Охотской верфи, отправились к восточному побережью Камчатки. В районе Авачинской губы они перезимовала в гавани, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

   В целом, из 10 экспедиционных лет Берингу пришлось большую часть времени провести, сидя то в Тобольске, то в Якутске, то в Охотске, обеспечивая действия многочисленных отрядов, одновременно преодолевая бездействие и сопротивление местных властей, не желавших ему помогать, отбиваясь от их доносов и пресекая попытки отщипнуть от экспедиционных запасов. Однако, последнее историческое плавание на Тихом океане командор возглавил сам.

   

Началось оно 4 июня 1741 г. Через 8 лет после отъезда из Петербурга 
В. Беринг и А. Чириков, наконец-то, вышли к северо-западным берегам Америки. 
Беринг, согласно данной ему инструкции, пытался отыскать "землю да Гама", 
якобы лежавшую к юго-востоку от Камчатки, а Чириков рвался к Америке, доказывая, 
что она находится «не весьма далече Чукотского восточного угла».

модели пакетботов «Св. Петр» и «Св.Павел»
 

   Командор напрасно три недели бороздил Тихий океан в тщетных попытках найти пресловутую затерявшуюся землю. Благополучное навигационное время было потеряно, погода портилась, и Беринг отдал приказ поворачивать на северо-восток. Еще неделю оба пакетбота плыли вместе, но 20 июня из-за непогоды в густом тумане они потеряли друг друга из вида, и после нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. Дальше каждый из них шел уже самостоятельно и по разным маршрутам. Им больше не суждено было встретиться, хотя их курсы перекрещивались еще семнадцать раз.

   Далее в истории географических открытий произошел удивительный случай: два корабля, в течение месяца раздельно совершавших плавание, почти одновременно (с разницей в один лишь день) подошли с востока к неведомым берегам северо-американского континента, начав тем самым исследование земель, получивших в последствии название «Русская Америка».

   Проискав командора три дня и убедившись в бесполезности дальнейших розысков, Чириков повел «Святого Павла» к намеченной цели - Америке и 15 июля 1741 года пакетбот достиг ее северо-западного побережья. (Это было второе посещение русским судном американского берега после геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова на боте «Святой Гавриил» 21 августа 1732 года). Затем пакетбот прошёл вдоль американского берега на север. При попытке высадиться на берег, экипаж потерял 15 человек.

   

25 июля Чириков повернул к Камчатке, проводя систематические наблюдения и описи 
увиденных земель: на обратном пути был открыт ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту, Атту), 
которые были нанесены на карту. Запасы воды и пищи, которые не удалось пополнить, подходили к концу, 
началась цинга, стали умирать люди. Сам Чириков находился в тяжелейшем состоянии. 
12 октября 1741 года пакетбот «Святой Павел» прибыл в Петропавловскую гавань. Из 75 членов команды в порт вернулся 51 человек.
   Судьба командора и его спутников оказалась еще драматичнее. «Святой Петр» 16 июля 1741 года, 
т.е. на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей достиг скалистого, 
неприступного побережья Северной Америки, прорезанного узкими долинами и глубокими ущельями.

Алексей Чириков
 
    

Опытный и осторожный командор, взяв курс на запад, только через четыре дня поставил
корабль на якорь у небольшого прибрежного острова, ныне называющегося о. Кадьяк. 
Здесь он решился пополнить запасы пресной воды. К матросам, отбывающим на берег, 
присоединился адъюнкт Академии наук Георг Стеллер, с большим скандалом получивший 
разрешение сойти на неизведанную землю. Экспедиция готовилась десять лет, 
а на исследования были отведены всего лишь 6-ть часов. За это время он сумел описать 
флору и фауну острова, обнаружив 160 видов растений.

Георг Стеллер
 

   Из животных, встречавшихся на острове Кадьяк и в прибрежных водах, Стеллер отметил сусликов, морских выдр, тюленей, китов, больших и малых акул. За время короткого визита на Кадьяк Стеллер успел описать и быт его обитателей. Он первым в истории науки выдвинул гипотезу о близком родстве островных туземцев, индейцев племени тлинкитов, с исконными жителями Камчатки. Свои наблюдения Стеллер зафиксировал в труде с желчным названием «Описание растений, собранных за шесть часов в Америке», опубликованном в 1936 году.

   Беринг уже утром следующего дня 21 июля, даже не обновив полностью запасы пресной воды, отдал приказ поднять якорь и идти в Петропавловск. Командор очень опасался малейшего промедления, из-за которого судно могло не успеть вернуться на Камчатку до начала сезона ветров и штормов.

   Пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь).

   Обратный путь оказался очень тяжелым. Вспыхнула цинга, заболел и сам Беринг. Первым умер матрос Шумагин и был похоронен на острове (до сих пор эта группа островов именуется Шумагинскими). Бури швыряли парусник то на север, то на юг, возвращали обратно, кружили на одном месте, в целом заставив его восемьдесят раз менять курс. К концу плавания пакетбот практически был неуправляем и двигался "как кусок мертвого дерева".

   Когда 4 ноября истерзанная команда увидела землю, на корабле 12 человек уже умерло, а 34 были больны. Беринг принял решение высадиться на землю, принятую за Камчатку. И это было далеко не случайно. Судя по зарисовкам в книге Г. Стеллера, очертания Командорских островов и берегов Камчатки в районе Авачинского залива действительно обнаруживают некоторое сходство. Так что нет ничего удивительного в том, что обессиленные до крайности люди, да еще в условиях плохой видимости, приняли желаемое за действительное.

   Истерзанное судно встало на якорь, но штормовая волна порвала якорный канат, и "Св. Петр" понесло к окаймлявшим небольшую бухточку рифам. Проскочив буквально в 20 метрах от них, пакетбот оказался на тихой воде и Беринг приказал высаживаться.

   Тогда никто из беринговцев не мог предположить, что они находятся на необитаемом острове, всего лишь в нескольких днях пути от Камчатки.

   28 ноября сильным ветром был выброшен на берег пакетбот.

   В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель.

   

Пережив тяжелейшую зиму, весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа 
сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, 
преодолев 250 км, достигли Авачинской губы. Прибыв на Камчатку, они узнали, что благополучно 
возвратившийся из вояжа в прошлом году Чириков, в нынешнем году безуспешно искал их, 
пройдя в густом тумане мимо острова, где они зимовали.

модель гукора «Св. Петр»
 

   В 1743 году Сенат приостановил работу Второй Камчатской экспедиции.

   Участники экспедиции за десять лет выполнили колоссальнейший объем работ. Была произведена подробная опись побережья Северного Ледовитого океана, совершена съемка многих впадающих в океан рек, начаты исследования Северного морского пути. Определены астрономические координаты важных пунктов Крайнего Севера трех материков - Европы, Азии, Америки. Проведены метеорологические наблюдения, геологические и этнографические исследования Сибири, Камчатки, Курильских о-вов, впервые нанесены на карту Алеутские о-ва и северо-западные берега материка Северная Америка.

   Была определена протяженность Сибири и Россия, наконец, узнала свои истинные размеры. Открыты и нанесены на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. После экспедиции В. Беринга очертания Чукотского полуострова, а также всего побережья от Чукотки до Камчатки приобретают на картах вид, близкий к их современным изображениям. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками.

   Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

   Имена отважных исследователей навечно вписаны в книгу памяти мировых географических открытий.