Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
684090, Камчатский край, город Вилючинск, Приморская ул., д.6

Наш адрес
+7 (41535) 31534
 

19 ноября 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения российского мореплавателя, адмирала и исследователя дальневосточного побережья Ивана Федоровича Крузенштерна.

В истории отечественного флота его личность занимает особое место. Именно Крузенштерн был инициатором и руководителем первого российского плавания «вокруг света» в 1803-1806 гг, которое должно было связать Россию со своими дальними владениями морским путем. До этого путешествия сообщение с Камчаткой и североамериканскими русскими колониями проводилось по суше до Охотска, а уже оттуда на кораблях. Грузы доставлялись долго и трудно и, в конечном итоге, приходили часто испорченными и непригодными к использованию.

В 1798 г. была учреждена Российско-Американская компания, которая обладала монопольными правами и неограниченными привилегиями на торговлю, промыслы и ископаемые у северо-западных берегов Америки, Алеутских и Курильских островов. А уже в следующем 1799 г. И.Ф. Крузенштерн обратился к руководству компании с новаторским проектом. Два компанейских судна должны были доставить из России на Камчатку и в русские североамериканские владения и груз, взять там пушнину, обменять ее в Китае на местные товары и предметы прикладного искусства и переправить их в Европу. Таким образом, для полуострова и колоний устранялась опасности голода, которому они часто подвергались, а для русской торговли и русских судов, запертых до того во внутренних морях, открывался Всемирный Океан.

Предложения Крузенштерна для того времени довольно смелыми даже для моряков. Но, тем не менее, в 1802 г. Иван Федорович назначается начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Т.к. российское кораблестроение находилось в плачевном состоянии, решено было приобрести два английских судна и перевести их в Кронштадт. При формировании экипажей особое внимание было обращено на укомплектование их офицерами и матросами исключительно из отечественного флота и на добровольной основе. Опыт дальнего плавания должен был стать для них неоценимым опытом.

Перед первой российской кругосветной экспедицией ставились сложные и многогранные задачи: доставить грузы колонистам Северной Америки и на Камчатку, установить торговые и дипломатические отношения с Японией, провести комплексное исследование в тропической части Тихого океана и близ владений России.

Для экспедиции была скомплектована группа ученых-исследователей, среди которых были известные ботаник Тилезиус, натуралист Лангсдорф, астроном Горнер. В работе экспедиции участвовал живописец Курляндцев. На борту одного из шлюпов находился и посланник для заключения торгового договора с Японией Н.П. Резанов.

7 августа 1803 г. первая российская кругосветная экспедиция вышла из Кронштадта на двух шлюпах - "Надежда", которой командовал сам Крузенштерн и "Нева", под руководством Лисянского. Обоим капитанам на тот момент было немногим более 30 лет.

Выбрав самый кратчайший путь из Балтийского моря в Атлантический, а затем в Тихий океан, Крузенштерн направил парусники в далекий и неизвестный путь.

Преодолев «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты шлюпы 14 (26) ноября 1803 г. пересекли экватор и первыми из российских кораблей вступили в Южное полушарие. Никогда ранее отечественные мореплаватели не заходили так далеко.

неизвестный путь.

Переход экватора было решено отпраздновать, как этого требовал морской обычай. Праздник Нептуна мореходы стали торжественно отмечать в 17 веке. Русские же моряки впервые отметили его во время первого кругосветного путешествия 1803-1806 гг. С этих самых пор морской праздник стал традиционным в русском флоте.

Продвигаясь дальше на юг, преодолевая опасный и труднопроходимый африканский мыс Горн, корабли попали в жестокую бурю и были вынуждены расстаться. Встретившись через некоторое время, они вновь разлучились, и, как и было намечено ранее, каждый направился своим путем: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» - почти через год после начала экспедиции - прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804 г. Разгрузив товары, в том числе и предназначенные для Российско-Американской компании (отсюда они местными судами потом переправлялись в колонии) в августе «Надежда» снова вышла в море, направляясь в Японию.

На борту шлюпа находилось дипломатическое посольство, возглавляемое камергером Николаем Резановым, который должен был установить дипломатические отношения со Страной восходящего солнца. К сожалению, переговоры посла с японским правительством оказались безуспешными - японцы отказались вступать в торговые отношения с Россией.

Пока длились переговоры, Крузенштерн описал порт Нагасаки и составил карту с указанием глубин на внешнем, среднем и внутреннем рейдах, а на обратном пути на Камчатку астрономически определил положение северной оконечности острова Цусима в уточнение данных экспедиции Лаперуза.

В Петропавловске члены посольств во главе с Резановым сошли на берег, а шлюп «Надежда» снова отправился на юг для выполнения работ по описанию острова Сахалин и исследованию прибрежных вод. Ограниченность во времени не позволила Крузенштерну обойти вокруг острова, и поэтому он не смог с достаточной достоверностью подтвердить или опровергнуть гипотезу Лаперуза о том, что Сахалин является полуостровом. Проверив географические координаты ряда Курильских островов и нескольких пунктов на камчатском берегу, Крузенштерн после двухмесячного плавания возвратился в Петропавловскую гавань.

В середине ноября 1805 г. шлюп «Надежда» двинулся в обратный путь вдоль восточных берегов Курильских островов и Японии, имея генеральный курс на юг.

Экипаж шлюпа «Нева» под командой Лисянского в июле 1804 г. прибыл на о. Кадьяк (Русская Америка) и разгрузив компанейские товары, направился на о. Ситху, где принял участие в боях за освобождение русской крепости Архангельская от захвативших ее индейцев. В августе 1805 г. шлюп, приняв на борт груз с пушниной, взяла курс на Макао. Здесь вновь встретились оба русских парусника и уже вместе продолжили путь на родину.

Пройдя через Петербургский меридиан, российские шлюпы совершили обход земного шара. Домой в Кронштадт «Нева» пришла 17, а «Надежда» 30 августа 1806 года. Важнейший прорыв России в Мировой океан состоялся...

Первое российское кругосветное плавание «обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии».

Выполненные исследования динамики течений Мирового океана, приливно-отливных явлений, удельного веса, солености и температуры морской воды, направления и силы ветров, свечения моря, явились новым словом в науке, послужили началом широкого изучения океана и заложили основы океанологии – новой комплексной науки.

Участники экспедиции во многом обогнали свою эпоху, их выводы и сегодня имеют необычайную ценность для гидрометеорологии, изучения эволюции климата и изменения течений за 200 лет, истекшие со времени первого русского кругосветного плавания.

С экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского начинается блестящая эпоха русских океанских торговых и научных плаваний, с которыми в первой половине XIX в. не могли сравниться ни Англия, ни Франция. Вслед за Крузенштерном и Лисянским на океанские просторы устремились В. М. Головнин, О. Е. Коцебу, Л. А. Гагемейстер, М.Н.Васильев, Г. С. Шишмарев, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель и многие другие. И всего лишь через 12 лет после возвращения Крузенштерна русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М. П. Лазарев повели свои корабли к южному полюсу, чтобы открыть последний континент Земли - Антарктиду. Россия, таким образом, блистательно завершила эпоху Великих географических открытий.